Жизненный цикл разработки приложений (SDLC)

Отрасль разработки мобильных приложений по-прежнему остается высокоактивной. Об этом говорит пользовательская статистика, которая, безусловно, не остается без внимания девелоперов:
  • Более 50% потребления цифровых медиа приходится на мобильные приложения;
  • На них уходит 90% времени, которое пользователи смартфонов проводят с мобильными устройствами;
  • У среднестатистического юзера на мобильном телефоне установлено около 30 приложений (время использования ― больше 35 часов в месяц);
  • Через них совершается 42% интернет-покупок;
  • 85% потребителей предпочитают нативные мобильные приложения мобильному веб-сайту.
Принимая решение о разработке Андроид приложений, для начинающих важно представить себе весь спектр этапов и процедур, которые необходимо пройти. Согласно подходу The App Solutions жизненный цикл типичного проекта, независимо от сложности, подразумевает:
  1. Этап планирования (задействованы руководитель проекта, маркетолог и бизнес-аналитик) ― проведение бизнес-анализа и создание стратегии разработки приложения под Андроид.
  2. Техническая документация (составляется техническим писателем) ― описание технических требований и деталей.
  3. Прототипирование (обычно выполняется дизайнером UX/UI) ― создание эскиза, каркасов, прототипов и окончательных скинов приложения после утверждения.
  4. Разработка ПО ― выполняется разработчиками (back end и front end разработка).
  5. Обеспечение качества ― тестирование технических требований, совместимости устройств, интерфейса, аспектов безопасности и т.д.
  6. Релиз и поддержка ПО (во многих компаниях покрывается DevOps) ― публикация в магазине, выпуск обновлений, инфраструктура и обслуживание приложения.

Этап планирования

При разработке Андроид приложений для начинающих важно провести необходимые исследования и шаги по планированию.

Бизнес-анализ:

  • Оценка идеи ― предварительный этап, когда эксперты анализируют и корректируют идею, дают советы и создают приблизительную логику.
  • Анализ конкуренции ― изучение деятельности других игроков на рынке.
  • SWOT-анализ ― оценка сильных и слабых сторон продукта, понимание возможностей и других параметров.
  • Расчет рентабельности инвестиций ― оценка будущих показателей рынка после разработки приложения на Андроид помогает понять реальную ценность и скорректировать бюджет.
  • Объем требований ― обобщение требований к будущему продукту на всех уровнях.

Маркетинговая стратегия:

  • Исследование рынка ― показывает общую ситуацию на рынке, чтобы помочь адаптировать концепцию продукта к текущему спросу.
  • Определение круга пользователей ― понимание того, кто ваша целевая аудитория, имеет решающее значение при подготовке рекламного подхода.
  • Анализ технологий и инструментов ― изучение конкретных инструментов, необходимых для бэкенд и фронтенд разработки, дизайна, обеспечения качества, тестирования и пр., а также выбор набора технологий для достижения целей проекта.
  • Комплексная стратегия продвижения ― пошаговый план действий по привлечению и удержанию пользователей.

Техническая документация:

Техническая спецификация или программная документация, представляет собой комплексное руководство по продукту, в котором излагаются требования, бизнес-логика и инструкции специалистам на всех этапах проекта. Его задачи:

  • сделать программное обеспечение универсальным для понимания и обеспечить гибкость для изменений;
  • повысить ценность приложения, предоставляя четкое руководство по использованию;
  • помочь контролировать собственный продукт;
  • позволить повторно использовать существующие части разработки приложения под Андроид (для новых версий и последующих обновлений).

Прототипирование:

Прототипирование ― это процесс определения концепции в визуале и оценки того, как приложение может разрабатываться, чтобы избежать неверного представления.

  • Создание эскиза ― черновая версия приложения, в которой настраивается основная логика, количество экранов и способ их взаимодействия друг с другом.
  • Создание каркасов ― обеспечивает визуализацию эскизной структуры.
  • Создание интерактивного прототипа ― помогает выяснить и проанализировать все возможные варианты использования, обнаружить логические разрывы и технические несоответствия в исходной идее.
  • Разработка дизайна (скинов) приложения для Андроид ― сбор и объединение макетов для получения окончательного дизайна.

Разработка ПО:

Этот этап состоит из двух частей:

  • Front end разработка (пользовательский интерфейс). Уровень представления программного обеспечения для прямого взаимодействия с пользователем создает front end разработчик.
  • Back end ― серверная часть (часть базы данных), соединяющая интерфейс мобильного приложения со слоем доступа к данным.

Кратко о том, что такое front end разработка и back end компонент. Фронтенд ― эта часть приложения, с которой контактирует пользователь (все, что запускается, читается, выводится на экран). Бэкенд ― набор инструментов, при помощи которых реализуется логика сайта. Это то, что работает на сервере и недоступно юзерам.

Обеспечение качества:

Quality assurance (QA) охватывает все технологические этапы разработки приложения на Андроид, выпуска и эксплуатации приложений: 

  • Тестирование совместимости ― запуск приложения на разных устройствах и экранах различных размеров.
  • Тестирование интерфейса ― проверка работы навигации, меню и кнопок.
  • Совместимость устройств ― как ПО выглядит и работает на экранах разных размеров.
  • Низкоуровневое тестирование ресурсов ― проверка приложения в условиях низкого заряда батареи, медленного интернет-соединения и т.д.
  • Тестирование безопасности ― обеспечивает гарантию качества безопасности данных пользователей.
  • Бета-тестирование ― предоставление пользователям доступа к приложению для получения отзывов.
Отметим, что Agile методология разработки, которую все чаще применяют компании, предполагает непрерывный процесс обеспечения качества, следующий за каждым спринтом (этапом).

Релиз и поддержка ПО:

Этот этап является логичным продолжением разработки – продукт выводится на рынок и требует постоянной поддержки. Стадия включает такие шаги:

  • Публикация приложения и последующих обновленных версий в выбранном магазине.
  • Поддержка инфраструктуры ― вне зависимости от вида инструмента (панель администратора либо облачный сервис), нужно убедиться, что он полностью функционирует.
  • Оптимизация в магазине приложений ― поможет продукту выйти на вершину списков поиска и привлечь больше пользователей.

Как извлечь максимальную выгоду из проекта разработки приложений

Предлагаем советы, как получить максимум от собственного проекта разработки приложения для Андроид:

  • Следите за тем, что модно, изучайте рынок и свою целевую аудиторию. Это важный предварительный этап, который повлияет буквально на каждую сторону проекта и каждое принимаемое решение.
  • Как можно точнее обозначьте продукт, который вы ожидаете увидеть в конце проекта. Определение мельчайших характеристик и функций программного обеспечения на этапах планирования, создание прототипа поможет найти области, в которых можно сэкономить деньги, например, на фронтенд разработке.
  • Обсудите свою идею с группами девелоперов (back end и front end разработчики). Если вы заказываете разработку приложения у сторонней компании, изучите ее профиль и определите уровень надежности, договоритесь о цене. Убедитесь, что специалисты слышат вас и понимают суть (проще говоря, что вы на одной волне).

Отдельного внимания заслуживает подход Agile в разработке. Это набор подходов, инструментов и практик для организации эффективной работы в команде. Его ценности и принципы описаны в главном документе ― Agile манифесте разработки программного обеспечения.

Среди основных положений манифеста ― постоянное взаимодействие специалистов разного профиля. Проект разбивается на ряд задач (их еще называют в Agile циклами разработки), среди которых определяются самые приоритетные. Однако помните: в процессе уровень важности итераций может меняться, и задание участников ― быстро адаптироваться к таким переменам. В Agile этапы разработки (спринты) планируются по времени и расписываются по целям.

Согласно манифесту главная цель Agile разработки ― это быстро и качественно удовлетворять потребности заказчика, своевременная реагируя на изменение потребностей рынка.

Разработка приложения ― это не только работа технических специалистов. Перед тем как приступить к процессу, нужно как следует подготовиться. Для начала руководители проекта делают бизнес-анализ и создают стратегию. Здесь важно по максимуму учесть все нюансы, поэтому торопиться не стоит. Затем выпускается техническая документация и создаются эскизы. Только после этого в дело вступают создатели кодов (front end и back end разработчики). В процессе и после окончания разработки продукт тестируется. После этого он готов к релизу.

Жизненный цикл приложения (software development life cycle) ― это отрезок времени начиная с идеи создания приложения и заканчивая изъятием его из эксплуатации. Он делится на такие этапы:

  • анализ требований, планирование;
  • проектирование;
  • разработка ПО;
  • тестирование и отладка;
  • выпуск и сопровождение.

Жизненный цикл приложения представляют в виде моделей (самые популярные ― каскадная, итерационная, инкрементная, спиральная).

Каждое приложение разрабатывается последовательно и состоит из следующих этапов:

  • планирование (рассматривается идея, анализируются предложения конкурентов, выделяются плюсы и минусы продукта, делаются прогнозы реакции рынка);
  • подготовка технической документации (подробные требования, инструкции специалистам на каждом этапе разработки);
  • прототипирование (эскиз, визуализация, объединение макетов и анализ возможных проблем);
  • разработка ПО (front end и back end);
  • обеспечение качества (различные виды тестирования);
  • релиз и поддержка (публикация в магазине приложений, последующее развитие продукта).

Английская аббревиатура SDLC расшифровывается как «software development life cycle» (жизненный цикл приложения). В нем заложено 5 основных этапов, через которые проходит каждое разрабатываемое приложение:

  • планирование (возникновение идеи, анализ конкурентоспособности, оценка рисков);
  • выпуск технической документации и эскиз (подробные характеристики, визуализация, макеты);
  • разработка ПО;
  • тестирование;
  • выпуск в магазине приложений, поддержка, обновления.

Считается, что SDLC заканчивается в момент изъятия продукта из эксплуатации.

error: Контент защищен.